Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста.
Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.
Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.
Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.
Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:
фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари);
изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);
психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции;
сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);
элементы групповой дискуссии.
Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).
Цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.
Занятие 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?
Цель: развитие воображения.
Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.
«Кляксы»
Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.
В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.
Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.
Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.
Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.
Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов»
Материал: набор слов.
Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.
Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.
Игра «Цветные сказки».
Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».
Желтая сказка
Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.
Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.
«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».
А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.
До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.
Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.
Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.
Игра «Если бы…»
Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».
Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем
Так все говорят! Любую обиду…
Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,
Не любят ребят? Не все замечают,
Очень любят! Как игрушки страдают,
Души в них не чают! Тоскуют,
Жаль, Скучают…
Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают
Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),
Когда нас бросают – Как мы верно и преданно
Мы ведь знаем, Любим ребят!..
Что слезы Ах, не так нам обидно,
От беды не спасают… Когда нас ломают,
Не заметишь обиды. Как обидно,
По нашему виду – Что нас не всегда понимают.
Игра «Изобретатели»
В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.
После этого приступают к основной части игры – придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул? Чем он интересен? Где его можно использовать?
Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.
Игра «На что похоже?»
Материал: на начальном этапе игры необходим образный материал –разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.
Детям предлагается ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).
Игра может проводиться в форме соревнования.
Командам ставится условие – кто назовет больше число вариантов ответа, тот побеждает.
Игра «Что общего?»
Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.
Материал: реальные предметы или картинки.
Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т.п. Или что общего между самолетом и карандашом? Оба оставляют след (карандаш – на бумаге, самолет – на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша и т.д.
Синектическая вопросно-ответная игра «Волшебный башмачок»
В качестве синектических методов можно использовать обычную игру в мяч, эвристические беседы с поэтапным усложнением вопросно-ответной игры, мозговые атаки и элементы проблемно-модельного диалога. Детям предстоит "«делать изобретение"» Оно должно быть не столько важным и полезным для взрослых, сколько стоять в простых и понятных всем примерах нового использования самых обычных вещей, например, ботинка, карандаша и т.п. «Изобретения» детей должны быть связаны с повседневной жизнью, с предметами быта и разного рода приспособлениями, которые называют маленькими хитростями и полезными мелочами нашей жизни.
Вводя эту игру в процесс занятий, детям предварительно рассказывают историю: « В стародавние времена народных умельцев и мастеров благодарный люд уважительно называл розмыслами. Правда, красиво звучит, поэтично? Розмысел обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на весь накопленный опыт предшественников, но и на свой ум, смекалку, изобретательность, на мечту и фантазию.
Да, старые люди знали, что именно в практической деятельности мастеров каждая вещь всегда делалась немного по-новому, не совсем так, как раньше. В таком процессе небольшой переделке получалось что-то новое, что в одно прекрасное утро становилось самостоятельным открытием. Даже звездное небо изменила рука человека: сотни искусственных спутников Земли вертятся на орбитах».
Задания могут придумываться по ходу игры. Например, злой волшебник заморозил все дороги в Волшебной Стране, и чтобы ее жителям было удобно ходить, необходимо придумать волшебные башмачки, которые не скользят по льду.
Игра «Ресурсный анализ»
Поиск нескольких «похожих» предметов осуществляется ребенком в словесной форме на основе выявления соответствия выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где именно тот иной потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпичик имеет следующие свойства: он твердый, коричневый, пористый, тяжелый. Значит, его можно использовать как строительный материал, вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно разделить на части. Но в то же время этими свойствами обладают и другие объекты: рисовать можно углем; фильтром может служить ткань, вата; делить можно яблоко, лист бумаги и пр.
Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ. В этой игре участвуют все мыслительные операции: дифференциация, анализ, синтез, понимание, узнавание, оценка, то есть происходит оптимальное развитие прогностического и операционного мышления.
Детям предлагаются разные ситуации, в которых необходимо выявить как можно больше ресурсов: «Маша пролила на пол варенье. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего?», «Ваня пошел гулять и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой?», «Аня разбила любимую мамину вазу. Как ей поступить?», «На занятиях в детском саду воспитатель ругает Катю за то, что она не слушала объяснений и не правильно выполнила задание. Что будет делать Катя? О чем она подумает?».
Наше занятие окончено. Всем спасибо!
Занятие 3. ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!
Цель: развитие творческого воображения.
Достижению этой цели способствуют не только индивидуальные, но и групповые формы работы детей на занятии.
«Волшебные картинки».
Материал: картинки со схематическими или стилизованными изображениями.
Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать названия для них. С каждым разом предъявляемые детям изображения все более абстрагируются, чем собственно, и обеспечивается усложнение заданий. При этом дети могут не только давать названия рисунка, но и сами делать небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре.
В программу по изодеятельности включаются и другие приемы: отражение своего настроения в цвете, изображение своих цветовых ощущений от прослушанной музыки, конструирование из газет и мокрой бумаги, нетрадиционные приемы живописи (пальцевая живопись, рисунок поролоном и жесткой кистью).
Для развития воображения и умения передавать свой творческий замысел детям зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Рамбол», «Велень», «Милея», «Звугр» и др.) и предлагается представить и изобразить их. На следующем занятии дети обыгрывают действия нарисованных героев, вырезают их, придумывают сюжетные сценки.
В рамках работы по обучению творческому рассказыванию дети учатся придумывать сказки по предложенному взрослым началу, изменять заимствованные из сказок ситуации, придумывать новое окончание сказке, сочинять сказки «наоборот».
Сочинение групповой сказки.
Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую. Это могут быть:
Сказки «наизнанку».
Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка»); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы («Колобок») и т.п.
Сказки «задом наперед».
Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
Сказки «из собственного опыта».
Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.
Сказка со «сменой места действия».
Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.
«Перевирание сказки».
Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т.п. Например, сказка «Красная шапочка».
Взрослый (начинает): Жила-была Желтая шапочка.
Ребенок: Не желтая, а Красная.
Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.
Ребенок: Не папа, а мама… и т.д.
«Салат» из сказок.
Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых сказок.
Сказочная путаница.
Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.
Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.
В конце занятия педагог благодарит за активную работу.
Занятие 4. КТО БЫСТРЕЕ? КТО ИНТЕРЕСНЕЕ?
Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления.
Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей их творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.
«Земля – воздух – вода».
«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучит слово «воздух» – название птицы, во втором случае («земля») – животного, если было сказано «вода» - название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».
Задание можно усложнять, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.
«За и против».
«Каждый из вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».
После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.
«Оптимисты и скептики»
Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетания «не очень».
Например:
Хорошо, что дома телевизор есть – смотреть можно.
Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть. Хорошо, если чайник большой – на всех чая хватит.
Хорошо, да не очень. Долго закипает. Плохо, что мороженое холодное – горло может заболеть.
Плохо, да не очень – летом холод приятен и т.д.
Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:
По улице мужчина шел. Хорошо!
Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!
Плохо, да не очень – грязь-то была лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!
Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!
Можно рассказывать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».
Жили-были три братца-поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Это хорошо!
Это хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!
Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!
Хорошо, да не очень. Строить-то они не умели. Это плохо! И т.д.
Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям в силу особенностей их психического развития – ведь они часто любят делать наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, в которых ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще неокрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути – укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.
«Что упало?»
Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка – придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. То, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.
В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.
Поскольку это занятие – последнее в программе, то по его завершении педагог вместе с детьми подводит общие итоги, дети делятся своими впечатлениями, говорят об успехах своих и товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.
Творчество – это, прежде всего влечение к созиданию. В творчестве человек проявляет себя, выражает свой внутренний мир. В процессе поиска оригинальных решений у ребенка развиваются интеллектуальные и творческие способности (фантазия, воображение, гибкость мышления, цельность восприятия, легкость генерирования идей), пробуждается познавательная и поисковая активность.
Можно ли научить ребенка творчеству? Как побудить его к поиску, пробудить желание удивлять и вызывать интерес у окружающих, стремление отличаться от других с помощью своих своеобразных идей, а также получать удовлетворение от проделанной работы. Решить такие вопросы помогут представленные занятия. Эти занятия стимулируют познавательную активность учащихся, дают возможность ребенку сделать полезную вещь своими руками, а также реализовать свой творческий потенциал. Рекомендованные занятия носят творческий характер, они целенаправленно ориентируют ребенка к созданию чего-либо нового, необычного, достойного положительного отзыва разных людей.
На конкурс.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В СТУДИИ «НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ»
Сергиенко Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,
руководитель студии «Народный умелец» Центра детского творчества,
г. Шимановск, Амурская область.
С 1999 года я являюсь руководителем студии прикладных ремесел «Народный умелец».
В студии занимаются дети с 7 до 16 лет.
Основные направления студии:
В студии дети знакомятся с истоками русской народной культуры, художественными народными промыслами, их историей, осваивают основы композиции, цветоведение, материаловедение, технологию художественной отработки материалов и декорирования изделий, осваивают работу над проектной и исследовательской деятельностью.
Как руководителя студии на протяжении длительного времени мне приходилось решать ряд проблемных вопросов. Как удержать и поддержать их интерес к прикладному творчеству. Как заинтересовать детей разного школьного возраста творческим процессом. Как подвести ребенка к тому, что необходимо ставить перед собой цель, видеть ее и добиваться поставленной цели. И, наконец, как создать условия для реализации творческого потенциала ребёнка. Эти проблемные вопросы подвели меня к исследовательской работе над темой «Стимулирование поисковой активности детей через создание авторской работы» .
Эта работа способствовала созданию комплекса творческих занятий для детей разного возраста. Одним из представленных на конкурс, является занятие для детей младшего школьного возраста «Творческие способности».
Работа в студии построена с применением элементов альтернативных и педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса. При работе с детьми придерживаюсь следующих убеждений:
Выработан особый стиль работы с детьми.
Уровень общения с ребятами строится по принципу:
Чтобы стимулировать ребенка к труду, творчеству, необходимо оценивать его результаты. В своей работе я применяю такие формы активизации образовательного процесса как «Рейтинг» (опыт педагогов г. Рыбинска), где за каждую выполненную работу ставятся баллы, и «Таблица роста мастерства», где ведётся учёт продвижения личностного роста ребёнка в развитии.
Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценки достижений конкретного человека. Главное назначение такой оценки стимулирование, мотивация ребенка к деятельности. Должен действовать педагогический принцип «открытости» оценки, каждая оценка объясняется.
Таблица роста мастерства ребенка демонстрирует успехи детей в обучении. На ней отражены основные этапы присвоения детям творческих званий (ученик, подмастерье, мастер, мастер-класс, умелец). Система оценки детских достижений будет работать в том случае, если обращаться к ней постоянно.
Формированию творческой активности детей способствует проведение различных выставок, конкурсов. И, как результат воспитанники студии – лауреаты областных, региональных выставок. Они являются победителями областных научно – исследовательских конференций, участниками студенческих конференций в БГПУ. Студия - дипломант международной выставки.
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Цель: создание условий к осознанию детьми смысла и практической значимости полученных знаний, необходимых для образовательного процесса, итогом которого, станет изготовление авторских работ, исследовательская и проектная деятельность обучающихся.
Задачи:
Планируемый результат: В процессе эксперимента ребята должны увидеть преимущество творческой работы, понять процесс творчества, прочувствовать важность и сложность этого процесса. Прийти к мысли о необходимости выполнять работу не торопясь, оригинально, обдумывая каждую деталь. Обучающиеся должны понять, что прежде чем выполнять работу, необходимо получить первоначальные умения и навыки по изготовлению и дальнейшей обработке изделий, а в дальнейшем, совершенствовать их. В ходе обсуждения выполненной работы дети должны реально оценить свои художественно - творческие способности.
Возраст детей: 7-9 лет.
Длительность занятия: 30 минут.
Форма проведения: творческое практическое занятие с элементами экспериментирования.
Формы организации образовательного процесса:
Методы обучения:
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование: магнитная доска, столы, стулья, магнитофон с кассетами.
Материалы и инструменты для детей: простые карандаши, белая бумага, ластики.
Наглядный материал для педагога: иллюстрации, поделки, тезисы.
План занятия.
Ход занятия.
На протяжении всего занятия педагог произносит фразы внятно, в умеренном темпе, чтобы усваивалась каждая фраза. Голосом меняет интонации, делая акценты на важных моментах.
Педагог. Ребята, сегодня у нас необычное занятие с обыкновенной темой «Творческие способности». А почему оно необычное, спросите вы? А необычность его в том, что мы будем проводить эксперимент над собой для того, чтобы выявить свои творческие способности, затем мы с вами побеседуем на эту тему и сделаем выводы.
А сейчас приступим к 1-й части эксперимента. Я предлагаю вам нарисовать домик, жилье.
Выполнение рисунка детьми. Педагог включает спокойную мелодию. Перед обсуждением музыку выключить.
Педагог. Покажите работы мне. Покажите друг другу. Внимательно посмотрите на рисунки. Что вы видите? Да, вы все нарисовали, как я и просила, домики. Но вы изобразили схожие дома. Квадратные окна, прямоугольные двери, треугольные крыши, прямые стены. Для кого вы их рисовали?
Предполагаемый ответ. Для людей.
Педагог. Но я ведь не предлагала изобразить дом для человека. Как получилось так, что вы, рисуя дом, сделали работу одинаковой как по шаблону?
Дети. ??? (в недоумении).
Педагог. У вас сработали ассоциации, которые у нас возникают со словом «ДОМ» (крыша, стены, окна). И вы, не задумываясь, передали первое, что пришло вам на ум. То есть вы действовали по шаблонам, которые усвоили, наблюдая за окружающим. Это не плохо. Это обычно в жизни действовать по схемам и шаблонам, проще, быстрее и привычней.
Одежду легче шить по готовым выкройкам. Обед приготовить по рецептам. Поделку сделать по образцу. Это хорошо. Но может быть ещё лучше, если выполнять работу творчески, при условии, что усвоены знания, нормы и правила (прикрепляет к доске тезис 1) .
Педагог. Посмотрите, как это делают художники-иллюстраторы. Демонстрирует изображения домиков . (Можно использовать иллюстрации из книг про Смешариков).
Педагог. Догадайтесь, кто здесь живёт и почему? Обратите внимание на то, как художники работали над созданием жилища. На форму дома, окна, двери, крыши.
Педагог. (Объясняет принцип творческого процесса). Допустим, мы решили нарисовать домик для зайчика. Какие возникают ассоциации со словом «зайчик»?
Предполагаемый ответ. Длинные уши, он пушистый; любит грызть морковку, она оранжевая, конусообразная; живёт на полянке в круглой норе…
Педагог. Выделите главные слова.
Предполагаемый ответ. Конусообразный, оранжевый, круглый, грызёт, меховой, цветы .
Педагог. Создайте жильё для зайца, используя ключевые слова.
Предполагаемый ответ. Дом конусообразный, оранжевый, вход круглой формы, прогрызен зубами, перед входом меховой коврик, окошки в виде цветочков.
Педагог. А сейчас, я предлагаю приступить ко второй части нашего эксперимента. Основываясь на своих познаниях о домах, вам надо постараться сделать что-то совершенно новое, такое, до чего не додумался ещё никто. Прежде, чем рисовать жильё, подумайте, кого вы поселите в этот домик. Постарайтесь нарисовать его так, чтобы было понятно, кто в нём живёт. Не торопитесь, подумайте. Попытайтесь в полной мере проявить себя и свои творческие способности. Сделайте свою работу с «изюминкой». А затем мы посмотрим на ваши рисунки, вы расскажете о них, и мы выберем самые необычные.
Дети выполняют задание. Некоторые ребята затрудняются выполнить задание. Важно заметить этих детей, индивидуально подойти к каждому, и помочь, задавая наводящие вопросы (кто твой персонаж, как он выглядит, что любит, род занятий?). Не следует оставлять без внимания и остальных ребят (похвалить, направить ход мыслей, подсказать).
Обсуждение работ. Педагог демонстрируют наиболее интересные рисунки, дети пытаются догадаться, кто в домике живёт. Рассказывают, почему они так решили. Педагог обращается к обладателю рисунка: «Верна ли догадка?».
Педагог. Обращаясь к детям, задает 1-й ключевой вопрос :
Какую работу вам было интереснее и сложнее выполнять и почему?
Предполагаемый ответ. Вторую, потому что приходилось думать .
Педагог. Да, я согласна с вами, потому что вы думали. Были в поиске. Были вовлечены в процесс творчества. Задействовали творческие способности. Прикрепляет на магнитную доску тезис 2. Творчество – это радость озарения, это пробуждение желания быть не как все, это удовольствие преодоления норм и правил, схем и шаблонов. А в нашей работе творческие способности нужны как человеку воздух. Но просто сделать занимательную работу мало.
Педагог. Обращаясь к детям, демонстрирует поделку, задаёт 2-й ключевой вопрос :
Давайте посмотрим на эту поделку, в чём её преимущество, кроме того, что она интересная?
Предполагаемый ответ. Она хорошо сделана, красиво раскрашена .
Педагог. Верно, это работа хороша ещё и тем, что сделана, качественно. Запомните, что (прикрепляет на магнитную доску тезис 3) творчество – это, прежде всего, новизна, способность сделать то, чего ещё не было. При условии, что изделие выполнено искусно, мастерски.
Педагог. (Берёт в руки заранее подготовленную поделку, любуясь, говорит) хорошая, качественная и необычная работа. Она вызывает эмоции. Мимо такой не пройдешь. Так и хочется взять в руки и рассматривать. На неё потрачено немало труда и времени. Но то, что далось не просто так, во сто раз дороже. Вы со мной согласны?
Я надеюсь, что в будущем мы с вами создадим много интересных и увлекательных работ. Знания и опыт, которые вы получили сегодня, мы будем использовать в нашей дальнейшей совместной работе.
Педагог. На этой ноте я заканчиваю занятие, а вы, ребята, запомните, что прежде, чем приступать к работе её нужно обдумать и, мастеря поделку, надо очень постараться, чтобы она была занятной и хорошо сделанной.
Использованная литература.
Изученная литература.
Журнал «Внешкольник» №9, 98 г., Ярославль
Журнал «Внешкольник» №3, 96 г ., Ярославль
Журналы «Исследовательская работа школьников», 2003 – 2005 г.
Кальне В.А., Шишлов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик», М.: Педагогическое общество России, 1999г.
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983 г.
Опарина Н., Детское творчество /журнал/ № 6, 1999 г.
Приложение к журналу «Методист». МАСТЕР – КЛАСС. - Методические рекомендации по анализу занятия учебной группы.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Соловьева И.Ю., Внешкольник /журнал/ № 1 /6/, 1998
Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования. /Под ред. Комаровой Т. С. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001 г.
Анализ занятия.
Предлагаемое занятие опробовано с детьми младшего, среднего школьного возраста, а также проводилось на городском семинаре «Стимулирование творческой активности детей на занятиях» для учителей школ города. Взрослые давали ответы схожие с детскими. А ребята, в процессе занятия, прочувствовали практическую значимость полученных знаний, необходимых для последующего обучения. Они сделали выводы, что творческий подход к делу сложнее, но интереснее, а прежде чем приступать к изготовлению поделки, необходимо получить первоначальные навыки и умения, постоянно следить за качеством будущего изделия и совершенствовать его. Когда дети сами понимают это, разве это не прекрасно?
Задумка занятия состоит в том, чтобы на простом примере, на собственном опыте, дети осознали всю важность, сложность и привлекательность предстоящего обучения в студии. Раскрыли свои художественно-творческие способности. И мне удалось решить эти задачи.
Занятие не было утомительным, т. к. не перегружено теоретическим материалом. Применялись различные методы активизации интереса детей. Каждая работа получила корректную оценку педагога, никто не остался без внимания.
Анализируя свою работу, вижу некоторые преимущества занятия:
Актуальность - педагог доступно поясняет на практике процесс творчества. Беседы о творчестве, эксперименты, творческие задания и занятия, способствуют поисковой активности детей, самовыражению и реализации их творческого потенциала. А в комплексе, творческие занятия развивают умение креативно мыслить, находить неординарные, оригинальные решения, способность высказывать идеи и воплощать их в жизнь, что даёт ребёнку преимущество в дальнейшей социальной адаптации .
Необходимость - подготавливает почву для продолжительного пятилетнего образовательного процесса в студии «Народный умелец». Результатом обучения является исследовательская деятельность детей и работа над творческими проектами, профориентация.
Современность – поиск оригинальных, новых решений стимулирует познавательную и поисковую активность детей. Развивает интеллектуальные способности (умение размышлять, думать, анализировать, делать выводы, выделять главное). Развивает творческие способности (фантазию, воображение, гибкость мышления, цельность восприятия, легкость генерирования идей).
Вариативность - занятие, слегка изменив, можно приурочить к любой теме, к любому виду деятельности в объединениях (рисование, работа с соломкой, бумагопластика и пр.), или на школьных уроках, где дети занимаются творческой деятельностью. При желании, исходя из возможностей учреждения, можно использовать мультипроектор, компьютер.
Как пример, в студии «Народный умелец» для ребят среднего возраста, занимающихся керамикой, это занятие является начальным этапом творческой работы по теме «Изготовление домика». 2-й этап – практический. Ребята лепят жильё с элементами декорирования отпечатками тканей, штампиков. 3-я часть творческой работы проводится после высыхания поделки. Дети работают над росписью изделия. Здесь важно не закрашивать полностью поделку, а соблюдать равновесие между сохранением яркого кирпичного цвета глины после обжига и керамическими красками. 4-я часть занятия посвящена созданию природной композиции для дома. Обучающиеся создают декоративное оформление из камней, ракушек, песка, земли, живых растений (кактусы, седумы, толстянки, хлорофитумы и пр.)
Эффективность - занятие хорошо тем, что оно элементарное, но результативное.
Доступность - доступно для детей любого возраста, с разным уровнем подготовки.
Перспективность - создаёт условия для последующего обучения и применения полученных знаний и умений не только в обучении, но и в дальнейшей жизни.
Новизна - дети в ходе эксперимента видят свои реальные способности к творческой деятельности. У них зарождается стимул на длительное время к созданию чего-либо нового, особенного, достойного положительного отзыва окружающих.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к занятию «Творческие способности»
из сборника творческих занятий по керамике «Как обучать творчеству»,
Составитель Сергиенко О. Н.
Предисловие
Наиболее эффективной и действенной формой в развитии творчества является практическое участие детей в создании изделий, которые они сами лепят из глины, расписывают кистью. При этом причастность к творческому процессу изготовления художественных изделий, не только развивает технические навыки работы с материалом, но и позволяет ощутить радость оттого, что научился делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя художником. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, формируют творческое отношение к окружающему миру.
По своему содержанию занятия лепкой развивают эстетический и художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной, а также умение планировать творческий процесс каждым участником объединения. Руководитель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе обучения, поддержать и привить интерес детей к лепке.
Цель занятий: подарить детям радость творчества, познакомить с глиной, как с художественным материалом, её историей; показать основные приёмы лепки, познакомить с образной стилизацией глиняных игрушек.
Задачи:
Каждое занятие по лепке строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые ставит перед собой педагог.
Однако во всех занятиях можно структурно выделить 4 части:
Вводное слово. Сообщение темы и цели занятия. Беседа или рассказ педагога по данной теме. Демонстрация игрушек.
Основная часть. Объяснение задания, показ способов лепки. Рассматривание таблиц и готовых изделий. Напоминание основных правил лепки.
Практическая часть. Дети работают над изделием. Педагог наблюдает за работой детей и даёт свои рекомендации по ходу выполнения задания.
Анализ выполненных работ. Педагог индивидуально анализирует завершенные работы детей, благодарит ребят за старание и подводит итог занятия.
Прогнозируемые результаты
Дети должны знать:
уметь:
Тема | Часы | Теоретическая часть | Практическая часть |
Основные приёмы лепки. | Рассказ о том, Подготовка глины к работе (вместе с детьми). Материалы и инструменты. Знакомство с основными приёмами лепки (вместе с детьми). | Самостоятельная деятельность детей. Лепка на свободную тему с целью выявления художественно-творческих способностей детей. |
|
Кулоны. | Языческое значение оберегов. Разнообразие тем. Показ способов лепки кулона. Декоративное оформление. | Изготовление кулонов. Варианты тем для кулонов: «Знаки зодиака», «Восточный гороскоп». |
|
Декоративная плитка. | Рассматривание таблиц, готовых изделий. Показ последовательности лепки. Повторение основных правил лепки. | Работа над эскизами. Лепка картинки. |
|
Копилки-смешарики. | Демонстрация образцов. Показ последовательности лепки. | Эскиз. Лепка копилки. |
|
Декоративный подсвечник. | Рассказ о связи глины и огня. Демонстрация готовых изделий, разнообразие тем. Показ последовательности лепки. | Лепка подсвечника. |
|
Творческая работа. | Беседа о творчестве. Помощь в выборе тем. | Творческое задание. Лепка на свободную тему. |
ОТРЫВАЕМ, РАСКАТЫВАЕМ, СОЕДИНЯЕМ
Цель:
Задачи:
Возраст детей: 7-9 лет.
Форма проведения: практическое занятие.
Место проведения: учебный кабинет.
Оформление: таблица об организации рабочего места.
Оборудование: стол, стулья.
План занятия.
Ход занятия:
Народная притча
Педагог:
Не было у него ткани, чтобы сшить себе одежду. И разгуливал он по лесу, накинув на себя звериную шкуру. Посуды тоже не было. Не в чем хранить свежую воду, мясо, плоды.
Вопрос к детям:
Педагог:
Педагог:
Дети проверяют глину.
Педагог:
Педагог: шликер
Педагог: Глина – очень послушный, пластичный материал, работать с нею одно удовольствие. У вас наверняка получиться красивые и забавные изделия. Но для начала надо освоить приемы лепки основных элементов. Многие дети, когда впервые видят, как из бесформенного кусочка глины получается фигурки зверей и птиц, различные поделки, сразу же хотят что-нибудь слепить – собачку или кошечку, или лошадку. Но у них ничего не получается, хотя они старательно мяли глину. Оказывается, начинать надо с самого простого – научиться лепить детали, составляющие изделие. А потом все пойдет легко и просто, и работа принесет много радости. Давайте и мы с вами, ребята, сначала научимся лепить несложные детали.
Практическая часть.
Практическая часть. После того как дети потренировались в лепке основных деталей, им педагог предлагает слепить поделку.
В конце занятия провести индивидуальный анализ детских работ и предложить им самостоятельно указать на недостатки, отметить особо удачные и интересные работы.
Педагог:
КУЛОНЫ
Цель: познакомить детей с оберегами, символами наших предков, научить детей лепить разными способами (по выбору) кулоны, выполнять изделия аккуратно, эстетично, прочно соединять детали шликером.
Возраст детей: 10 – 12 лет.
Форма проведения:
Место проведения: учебный кабинет.
Оформление: образцы готовых изделий, иллюстрации оберегов, таблицы с поэтапным изготовлением кулонов.
Оборудование кабинета: столы, стулья.
Глина, доска, стеки, тряпочка, вода, шликер, поролон.
План занятия:
Ход занятия:
Педагог. Глина – такой теплый магический материал, что хочется сделать из нее что-то магическое. Например, талисман – оберег. Такие талисманы наши предки носили на одежде, привязывали к поясу, к сбруе коня, чтобы уберечься от беды, дурного глаза. Это были изображения животных и птиц или маленьких предметов, например ножа. Сегодня я предлагаю вам сделать такой талисман для себя и для друга.
Педагог. Посмотрите, как выглядели обереги древних славян (показывает изображения оберегов на иллюстрациях). Конь был олицетворением силы, добра и красоты, символизировал богатство. Дерево было символом жизни. Изображение птицы приносило счастье, удачу. Образ матери был символом плодородия. Сказочно–диковинные образы русалка – берегиня, устрашающие гривастые львы – собаки олицетворяли нижний подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным, и охраняли людей от злых сил. Когда вы будете лепить талисманы, можно взять их за основу. Или скандинавские руны. Или индийские солнечные знаки. Очень забавные, интересные талисманы можно придумать с изображениями знаков Зодиака. А к Новому году нет лучше подарка, чем кулон с изображением животного – символа года.
Педагог. Давайте внимательно рассмотрим рисунки и разберемся в этапах выполнения подвески.
Педагог объясняет по таблицам процесс изготовления поделки.
Педагог. Вы можете проявить фантазию и придумать свои варианты подвесок.
Прежде, чем приступить к работе педагог предлагает детям вспомнить секреты лепки.
В конце занятия руководитель анализирует выполненные изделия, делая акцент на необычном, оригинальном решении задачи. Дает детям возможность рассмотреть работы других детей.
КОПИЛКИ-СМЕШАРИКИ
Цель: научить детей изготавливать пустотелые формы, продолжать вырабатывать умения раскатывать большой пласт глины и учить формировать его в шар.
Возраст детей: 9-10 лет.
Форма проведения: практическое творческое занятие.
Место проведения: учебный кабинет.
Оформление:
Оборудование кабинета: столы, стулья.
Материалы и оборудование для детей:
План занятия:
Ход занятия.
Педагог.
Педагог.
Педагог. Прежде чем приступить к лепке вам, ребята, проявив свое воображение, нужно нарисовать эскиз будущей работы и придумать своей копилке необычный образ.
Педагог.
В конце занятия педагог подправляет работы детей, тактично указывает на недоработки в изделии, которые необходимо дополнить или исправить. Концентрирует внимание детей на творчестве, своеобразии работы.
ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛИТКА
Цель: познакомить детей с рельефом, научить их лепить небольшое панно из пласта глины, делать рельефные изображения разными способами (по выбору), обрабатывать поверхность глины влажной тряпочкой, прочно соединять детали шликером.
Возраст детей: 8-10 лет.
Форма проведения:
Место проведения: учебный кабинет.
Оформление:
Оборудование кабинета:
Материалы и оборудование для детей:
Уровень знаний и умений обучающихся:
План занятия:
Ход занятия.
Педагог. Ребята вы любите подарки?
Дети. Да.
Педагог.
Педагог.
Дети рисуют эскиз плакетки.
Педагог.
Педагог.
Дети выполняют работу. В процессе педагог оказывает необходимую помощь. А теперь после того как картинка выполнена, край оформите бортиком. Стержнем от старой ручки проделывайте дырочки, за которые вы будете вешать свои произведения на стену.
ДЕКОРАТИВНЫЙ ФИГУРНЫЙ ПОДСВЕЧНИК
«ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»
Цель:
Возраст детей: 9-10 лет.
Форма проведения: практическое творческое занятие.
Место проведения: учебный кабинет.
Оформление:
Оборудование:
Предварительная работа перед началом занятия: дети рассматривают выставку подсвечников, сделанных детьми. Педагог обращает внимание на разнообразие форм, образцов, оригинальность и декоративность работ. Рассматривают с детьми варианты оформления подсвечников (декорирование, частичное закрашивание и полное закрашивание, контрастное сочетание цвета и прочее).
План занятия:
Ход занятия:
Педагог. С глиной человек знаком очень давно, с незапамятных времен. Первобытные люди сушили и обжигали глиняную посуду на солнце. Потом кто-то догадался обжечь глиняную посуду в огне. С тех пор обожженные глиняные изделия прочно вошли в быт человека. Это, прежде всего самая разнообразная посуда, светильник, детские игрушки, культовые статуэтки, бусы, пуговицы и многое другое.
Педагог.
Педагог.
Дети: Потому-то Змей Горыныч «сказочный герой», который может из пасти извергать огонь.
Педагог. То есть прослеживается смысловая связь: змей – подсвечник – свеча – огонь.
Педагог.
Педагог.
Дети выполняют объёмную фигурку на основе геометрических форм с использованием дополнительных деталей. По желанию работу декорируют штампиками или трубочкой от коктейля. В процессе работы педагог оказывает необходимую помощь.
Педагог. (После того как основная работа будет сделана) Подумайте, какого пола будет змей; возраста (малыш, подросток, взрослый или пожилой); его род занятий. Придумайте змею характер (добрый, злой, глупый, веселый или грустный) и подарите ему имя. Подумайте, какими деталями следует дополнить придуманный образ змея, чтобы он был выразительным. Можно сделать интересную прическу, надеть головной убор, на шею повязать галстук или бантик и т.д.
После того как работа закончена, педагог анализирует работы детей, обращая внимание на качество лепки (чтобы не было трещинок), соединение деталей, гладкость поверхности, особый акцент делает на творческий подход к работе, на создание наиболее выразительного образа. Оценивает работы (баллами).
Педагог может не только работать с таблицами, но и, объясняя, производить показ лепки подсвечника из глины.
Можно предложить детям альтернативный вариант – творческую работу по изготовлению подсвечника. То есть ребенок самостоятельно или с помощью педагога придумывает, в форме чего он хотел бы вылепить будущее изделие. Для подсвечника подойдет любая форма: цветка или фрукта; животного или птицы; и прочее. Это может быть и сложная композиция.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Цель.
Организация занятия. С детьми следует провести беседу о творчестве. Творческую работу можно организовать как самостоятельную деятельность детей по замыслу, по образцу - с элементами творчества или по какой-либо теме для закрепления умений и навыков.
План занятия:
Ход занятия:
Педагог.
(задает вопросы к детям).
Вопрос. Что такое творчество? (поиск любопытных решений, создание нового).
Вопрос. Что такое мастерство?
Вопрос.
Педагог. Мастерство - профессионализм, творчество – поиск чего-то нового. Мастерство - это стандарты и шаблоны. Творчество вызывает интерес, порождает споры. Но осознанное творчество начинается только тогда, когда усвоены знания, нормы и правила, когда человек освоил материал, с которым он собирается работать. Творчество не только вызывает восхищение. Творческий подход позволяет достичь большего, чем просто хорошо сделанная работа.
Педагог. Предлагаю небольшой эксперимент - конкурс – в течение 5 минут нарисуйте яблоко.
Дети рисуют.
Педагог. А теперь скажите, кто победит, тот, кто хорошо и правильно нарисовал рисунок (яблоко) или тот, кто сделал это особенно, с изюминкой.
Педагог.
Примеры: футбол - спортсмены гоняют мяч, чтобы победить приоритет будет у того, кто придумал тактический, новый ход. Фигурное катание (дети приводят пример). Архитектор, журналист, дизайнер, модельер, художник, стилист.
Вопрос. А есть ли творчество у следователей, у учителей, у цветоводов и огородников, у водителей автобуса, у проводников, у кассиров в банке, у продавцов, у кондитеров?
Педагог. В чем проявляется мастерство.
Предполагаемый ответ. Умение хорошо подготовить материал, Аккуратность, прочность - умение качественно выполнить изделие, знание законов композиции, цветоведения, материаловедения. Знание истории предмета и традиционных приемов изготовления предметов.
Педагог. В чем преимущество творческого подхода к делу?
Предполагаемый ответ. Возбуждает интерес у людей, активизирует споры, разные мнения, возникает необычный новый результат, вызывающий удивление, изумление.
Педагог. А сейчас, я предлагаю вам слепить поделку, но так, чтобы в ней проявилось ваше творчество и мастерство.
По окончании работы, педагог предлагает кому-либо из детей рассказать всем о своей работе, в каких деталях проявилось творчество и проанализировать изделия других детей.
Сегодня мы с вами беседовали о творчестве. И вы сегодня сознательно попробовали сделать свою работу интересной. На ваши работы можно не только смотреть, но и рассматривать продолжительное время. Эти необычные находки, которые вы применили в поделке, останавливают на себе взгляд и делают вашу работу интересной.
Чтобы не ставить детей вопросом о творчестве и мастерстве в тупик, предложить им поразмышлять на эту тему, высказаться, не боясь дать неправильный ответ. Стимулировать детей к ответам на вопросы можно таким образом: «Как вы узнаете, что ответ неверный, если вы его не произнесли вслух, обиднее будет, зная ответ промолчать» или задать наводящие вопросы. Необходимо вызвать ребят на разговор, чтобы активизировать внимание, побудить их к размышлениям и выводам.
Список использованной литературы.
Алексахин Н. Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: АГАР, 1998 г.
Афанасьев С. П., Коморин С. В. Весёлые конкурсы для больших и маленьких. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2004.
Волшебная глина. Серия «Легко и просто»/ Сост. Липунова С. – Смоленск: Данкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомьтесь: глина. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1998.Русич, 2001.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства. – Москва: Просвещение, 1981.
Тржемецкая Марина. Пластилин – глина. Мир увлечений. – Москва: РосМЭН, 1999.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Центр детского творчества
Г. Шимановска
«ОТРЫВАЕМ, РАСКАТЫВАЕМ, СОЕДИНЯЕМ»
Цель: познакомить детей с глиной, подготовкой ее к работе, основными инструментами и материалами.
Задачи:
Возраст детей: 7-8 лет.
Форма проведения: практическое занятие.
Место проведения: учебный кабинет.
Оформление: таблица о порядке за рабочим столом.
Оборудование: стол, стулья.
Материалы и инструменты для работы: глина, баночка с водой, поролон, доска, шликер, стеки, штампики.
План занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Когда сотворил Бог землю и человека, осталось у него много глины. Бог спросил человека: «Что тебе надо?» Подумал человек и ответил: «Дай мне счастья». Тогда отдал Бог глину человеку и сказал: «Лепи свое счастье сам».
Народная притча
Педагог: Очень давно, тысячи лет назад, жил в пещере первобытный человек. Не было у него ружья, топора и даже ножа для охоты. И выходил он на схватку с хищным зверем с дубинкой и камнем в руке.
Не было у него ткани, чтобы сшить себе одежду. И разгуливал он по лесу, накинув на себя звериную шкуру. Посуды тоже не было. Не в чем было хранить свежую воду, мясо, плоды.
Трудно жилось нашему предку, да выручила его обыкновенная глина. Ее было много, разной – белой и черной, красной и синей, желтой и зеленой. Попадалась тощая и жирная, чистая и камушками и веточками, даже съедобная иногда встречалась.
Как же глина помогла человеку? А вот как. Из глины человек слепил себе посуду: чашки, миски, горшки. Из глины сделал себе жилище и из сырой пещеры перебрался в уютный глинобитный домик.
В те древние времена глина и от болезней лечила: наложит бабушка вечером на больные, ноющие косточки горячий глиняный пластик – утром уже снова полна сил.
Из глины мастерили люди замечательные украшения: бусы, серьги, брошки для красавиц, игрушки-забавы для детей. Из глины делали плиточки, на которых писали.
Прошло немало времени. И вот мы с вами сегодня пьем чай из пластмассовой кружки, варим борщ в эмалированной кастрюле, играем с резиновым зайчиком.
Вопрос к детям: Так что - же, нет глине больше места в нашей жизни? Встречается ли глина сейчас в быту?
Дети вспоминают изделия, сделанные из глины и приводят примеры.
Педагог: По-прежнему глина лечит, ее добавляют в разные лекарства, косметику. По-прежнему у хорошей хозяйки на кухонной полке стоит горшочек для каши, крынка для молока, солоночка, припасена звонкая свистулька для сына или дочки. И все – это из глины. И цветы дома такая хозяйка посадит в керамические горшочки, чтобы корни «дышали».
По-другому и быть не может. Ведь глина – природный материал, и каждое изделие из нее хранит тепло рук мастера, создающего красоту. Если вы постараетесь, ребята, то и ваши изделия, сделанные с любовью и желанием, будут долгие годы приносить радость людям. Хотите научиться лепить из глины? Тогда принимаемся за работу.
Педагог: Начнем с того, что сначала проверим глину: годиться ли она для работы, пластична ли, послушна ли руками мастера? Для этого скатайте из небольшого влажного кусочка глины колбаску толщиной с палец и согните её в кольцо. Если колечко не потрескалось, или трещинок на колечке образовалась совсем мало – эта глина годиться к работе. Она не липнет к рукам и легко лепится. Если колечко согнуть не получается, значит, глина сухая, в неё следует добавить немного воды и тщательно перемешать.
Дети проверяют глину.
3.
Педагог: Готовую для лепки глину лучше всего хранить в плотно завязанном полиэтиленовом пакете. Работать удобно за обычным столом, подкладывая под изделие дощечку или старую пластинку. Поворачивая дощечку, можно видеть изделия со всех сторон. Самым главным инструментом будут ваши талантливые и добрые руки. Но есть много разных полезных вещиц, которые помогут вам в лепке.
Педагог демонстрирует инструменты и объясняет их назначение (нож, стеки, штампики, формочки для вырезания).
Педагог: Когда будете лепить, то быстро столкнетесь с необходимостью соединять глиняные детали. Для этого нам пригодиться « шликер » - глиняный клей. Его готовят из глины, жидко разведенной водой, до густоты сметаны. Шликер густо намазывают на приклеиваемую поверхность жесткой кисточкой. Детали крепко прижимают друг к другу. Излишки шликера удаляют стекой или поролоном. Сухие детали приклеить шликером невозможно. Готовое изделие необходимо правильно высушить. Изделия сушат медленно 3-4 дня, при ровной температуре, в тени, без сквозняков. Высохшие изделия обжигают в печи.
4.
Педагог: Глина – очень послушный, пластичный материал, работать с нею одно удовольствие. У вас наверняка получиться красивые и забавные изделия. Но для начала надо освоить приемы лепки основных элементов. Многие дети, когда впервые видят, как из бесформенного кусочка глины получается фигурки зверей и птиц, различные поделки, сразу же хотят что-нибудь слепить – собачку или кошечку, или лошадку. Но у них ничего не получается, хотя они старательно мяли глину. Оказывается, начинать надо с самого простого – научиться лепить детали, составляющие изделия. А потом все пойдет легко и просто, и работа принесет много радости. Давайте и мы с вами, ребята, сначала научимся лепить несложные детали
Практическая часть. Педагог демонстрирует изготовление основных деталей (шар, яйцо, капля, колбаска, колечко, жгутик, морковка, лепешка, полоска, пластик), а дети повторяют.
5.
Практическая часть. После того как дети потренировались в лепке основных деталей, им педагог предлагает:
Но прежде, с детьми вспоминают секреты лепки.
6.
В конце занятия проанализировать работы детей и указать на ошибки, отметить особо удачные и интересные работы.
7.
Педагог: Ребята, сегодня вы узнали, как глина пригодилась человеку. Научились подготавливать глину к работе. Узнали, какие материалы, и инструменты нам пригодятся. Освоили приемы лепки основных элементов. И, показали мне, что и как вы умеете лепить.
Игры.
Сломанный телефон.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Управления образования администрации
г. Шимановска
методическая разработка занятия
«ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»
Разработала: Сергиенко Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
Цель: Научить детей лепить предметы конструктивным способом, научить «оживлять» предметы, добиваться создания выразительного образа (пол, возраст, социальное положение).
Возраст детей: 9-10 лет.
Форма проведения: практическое занятие.
Место проведения: учебный кабинет.
Оформление: разнообразные подсвечники, таблицы или иллюстрации, где отображается последовательность лепки «Змея Горыныча».
Оборудование: указка, стол, стулья, магнитная доска.
Материал и оборудование для работы: глина, вода, стеки, доска, шликер, штампики.
Методические советы: перед началом занятия дети рассматривают выставку подсвечников, сделанных детьми. Педагог обращает внимание на разнообразие форм, образцов, оригинальность и декоративность работ. Рассматривают с детьми варианты оформления подсвечников (декорирование, частичное закрашивание и полное закрашивание, контрастное сочетание цвета и прочее).
ПЛАН:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Педагог. С глиной человек знаком очень давно, с незапамятных времен. Первобытные люди сушили и обжигали глиняную посуду на солнце. Потом кто-то догадался обжечь глиняную посуду в огне. С тех пор обжигательные глиняные изделия прочно вошли в быт человека. Это, прежде всего самая разнообразная посуда, светильник, детски игрушки, культовые статуэтки, бусы, пуговицы и многое другое.
После обжига глина становиться крепкой, как камень. Иногда сам огонь принимает участие в творчестве, при обжиге изделия могут осесть и деформироваться. Кстати, к этому свойству керамики с благоговением относились древние японцы.
Педагог. Глина и огонь… Они могут не расставаться и после обжига – в подсвечниках и светильниках. Я предлагаю вам поддержать эту идею и слепить подсвечник как очаг для огня. Мы сегодня слепим декоративный подсвечник «Змей Горыныч».
Педагог. Как вы думаете, почему такая тема «Змей Горыныч»?
Дети: Потому-то Змей Горыныч «сказочный герой», который может из пасти извергать огонь. То есть прослеживается связь змей – подсвечник – свеча – огонь.
Педагог. Подсвечники могут быть самыми разными и в виде горшочка и в виде дерева (педагог подтверждает свои слова показом работ).
Затем педагог обращает внимание детей на таблицу и по ней объясняет последовательность лепки.
4.
Педагог. А сейчас приступим к работе.
Дети выполняют объемную фигурку на основе геометрических форм с использованием дополнительных деталей. По желанию работу декорируют штампиками или трубочкой от коктейля. В процессе работы педагог оказывает необходимую помощь.
Педагог. (После того как основная работа будет сделана) Подумайте, какого пола будет змей, возраста (малыш, взрослый или старый). Придумайте змею характер (добрый, злой, глупый, веселый или грустный) и подарите ему имя. Подумайте, какими деталями следует дополнить придуманный образ змея, чтобы он был выразительным. Можно сделать разнообразную прическу, надеть головной убор, на шею повязать галстук или бантик и т.д.
5.
После того как работа закончена, педагог анализирует работы детей, обращая внимание на качество лепки (чтобы не было трещинок), соединение деталей, гладкость поверхности, особый акцент делает на творческий подход к работе, на создание наиболее выразительного образа. Оценивает работы (баллы).
Педагог может не только работать с таблицами, но и производить показ лепки подсвечника из глины.
Можно предложить детям альтернативный вариант – творческую работу по изготовлению подсвечника. То есть ребенок самостоятельно или с помощью педагога придумывает, в форме чего он хотел бы вылепить будущее изделие. Для подсвечника подойдет любая форма: цветка или фрукта; животного или птицы; и прочее. Это может быть и сложная композиция. Вариант подсвечника смотри в приложении.
Литература.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Управления образования администрации
г. Шимановска
методическая разработка занятия
Разработала: Сергиенко Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
Цель: познакомить детей с рельефом, научить детей лепить небольшое панно из пласта глины, делать рельефные изображения разными способами (по выбору), обрабатывать поверхность глины влажной тряпочкой, прочно соединять детали шликером.
Возраст детей: 8-9 лет.
Форма проведения: практическое творческое занятие с участием учащегося 4-го года обучения.
Место проведения: учебный кабинет.
Оформление: готовые изделия, таблицы с изображением разных способов лепки (с помощью жгута, способом налепа).
Оборудование кабинета: указка, столы, стулья, магнитная доска.
Материалы и оборудование для детей: глина, доска, стеки, тряпочка, вода, шликер, поролон, ножницы.
Методические советы: дети должны уметь раскатывать пласт из глины, пользоваться шликером, уметь изготавливать из глины основные детали для панно (шарики, лепестки, жгутики, капельки и пр.)
План:
Ход занятия.
1.
Педагог. Ребята вы любите подарки?
Дети. Да.
Педагог. Сегодня мы будем учиться делать подарок – картинку. Её можно повесить на стенку как картинку для украшения дома.
2.
Педагог. Но чтобы панно получилось удачным и долго радовало вас, работу нужно начать с эскиза. Подумайте, какой формы будет изделие: квадратной, прямоугольной, овальной или круглой. Подумайте, чтобы вы хотели изобразить на картинке. Темы могут быть разными. Это может быть декоративный узор, изображение животных и птиц, цветов или фруктов. Вы можете сделать картинки на темы подводного мира, космоса, слепить портреты своих близких. Пофантазируйте.
3.
Дети рисуют эскиз плакетки.
4.
После того как эскиз закончен, ребята выполняют работу одновременно с педагогом, который сопровождает свои действия словами.
Педагог.
Педагог. Теперь выполняем рельеф. Это можно сделать по-разному. Давайте рассмотрим рисунки (таблица). Плакетка на рисунке 1 сделана с помощью жгута, который выкладывается по контуру рисунка. Плакетка на рисунке 2 сделана способом налепа. Все детали – листья, лепестки, ваза лепились отдельно: листья сделаны из расплющенных капель или вырезаны из пласта глины; лепестки – из слегка расплющенных морковок; ваза вырезана из пласта. Посмотрите на 3 рисунок. Картинка называется «Фрукты». Детали для этой плакетки были выполнены полностью – яблоко, груша, части кувшина, а затем разделены пополам и приклеены к основанию. Картинка при таком способе исполнения получается рельефная, выпуклая.
Все детали необходимо смазывать шликером, затем слегка прижимать к поверхности, чтобы они хорошо приклеились к основанию.
Дети выполняют работу. В процессе педагог оказывает необходимую помощь. А теперь после того как картинка выполнена, край оформите бортиком, для того, чтобы при высыхании картинка не растрескалась. Стержнем от старой ручки проделывайте дырочки, за которые вы будете вешать свои произведения на стену.
5.
В конце занятия педагог обсуждает выполненные картинки, обращает внимание на качество работ, творческий поход. Дает детям возможность полюбоваться выполненными работами.
Методические советы педагогам.
методическая разработка занятия
Возраст детей: 5-6 лет.
Разработала: Сергиенко О.Н.
педагог дополнительного
образования,
2005
Совместное занятие (дети и родители).
ЦЕЛЬ: учиться делать рельефные панно, научить детей лепить небольшое панно из пласта глины, делать рельефные изображения разными способами (по выбору), обрабатывать поверхность глины влажной тряпочкой, прочно соединять детали шликером. Приучать детей к совместному творчеству с родителями.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5-6 лет.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный кабинет.
ОФОРМЛЕНИЕ: готовые изделия, таблицы с изображением разных способов лепки (с помощью жгута, способом налепа).
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА: указка, столы, стулья, магнитная доска.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ: глина, доска, стеки, тряпочка, вода, шликер, поролон, ножницы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ: дети должны уметь раскатывать пласт из глины, пользоваться шликером, уметь изготавливать из глины основные детали для панно (шарики, лепестки, жгутики, капельки и пр.)
ПЛАН:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Дети сидят в паре с родителями за столами.
Педагог: Ребята вы любите подарки?
Дети: Да.
Сегодня мы будем учиться делать подарок – картинку. Её можно повесить на стенку как картинку для украшения дома. Но чтобы панно получилось удачным и долго радовало вас, работу нужно начать с эскиза.
Подумайте, какой формы будет изделие: квадратной, прямоугольной, овальной или круглой. Подумайте, чтобы вы хотели изобразить на картинке. Посоветуйтесь с мамой, бабушкой. Темы могут быть разными. Это может быть декоративный узор, изображение животных и птиц, цветов или фруктов. Ты можешь сделать картинки на темы подводного мира, космоса, слепить портреты своих близких. Пофантазируйте.
2. Дети с родителями рисуют эскиз плакетки. После того как эскиз закончен. Дети выполняют работу одновременно с педагогом, который сопровождает свои действия словами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Оформление: разнообразные копилки, выполненные детьми.
Оборудование кабинета: столы, стулья.
Материалы и оборудование для детей: глина, доска, стеки, тряпочка, вода, шликер, поролон, газета.
План занятия:
Сообщение темы и цели занятия.
Демонстрация готовых изделий.
Показ техники изготовления.
Оформление изделия.
Анализ работы.
Ход занятия.
1.
Педагог. Сегодня, по вашим пожеланиям, мы будем лепить копилку. Копилка – это вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления. Копилка представляет собой пустотелую форму. Чаще всего она изображается в виде свиньи. Есть разные предположения, почему преимущественно такой образ у копилки. Возможно, потому, что она толстая, жадная, ведет себя по-свински – не отдает вам ваши собственные деньги. А может быть прежде, чем вырастить свинью, требуется вложить в нее много финансовых расходов, но зато потом всю зиму она будет кормить семью. Ведь слово «копить» означает - собирать впрок, запасать, приобретать сберегая. А что думаете вы? Откуда появился этот необычный образ?
2.
Педагог. В настоящее время изготовители отошли от традиции представлять копилку в виде свиньи. Изделия могут быть самыми разными в виде собачки, кошечки. Посмотрите, какие оригинальные и необычные копилки можно сделать (демонстрирует). Наша копилка будет в форме шара.
3.
Педагог. Прежде чем я вас научу технике изготовления пустотелой формы, а вам, проявив свое воображение, нужно создать своей копилке необычный образ. Подумайте и нарисуйте эскиз своей копилки
Педагог. А теперь приступим к лепке. Скомкайте кусок газеты в небольшой шар и укрепите скотчем, чтобы удержать его шарообразную форму. Затем раскатайте большой пласт глины, толщиной 7мм. Для этого необходимо глиняную лепешку положить на один кусок влажной тряпочки и накрыть другим. Это делается для того, чтобы глина не прилипала к поверхности стола и скалки. Далее, (педагог демонстрирует) необходимо положить в центр пласта газетный шарик и обернуть его глиняным пластом так, чтобы не было трещин. Поверхность глины выровняйте губкой. Мы изготовили с вами пустотелую форму. Теперь осталось ее оформить и прорезать щель для денег. Когда наша копилка высохнет, мы ее обожжем, газета сгорит и превратится в пепел. А его легко можно вытряхнуть с помощью палочки.
4.
5.
В конце занятия педагог подправляет работы детей, указывает на недостатки, которые необходимо исправить. Концентрирует внимание детей на творчестве, своеобразии работы.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Цель. Развитие художественно-творческих способностей детей.
Организация занятия. С детьми следует провести беседу о творчестве. Творческую работу можно организовать как самостоятельную деятельность детей по замыслу, по образцу с элементами творчества или по какой-либо теме для закрепления умений и навыков.
План занятия:
Беседа о творчестве «Творчество, что это такое?»
Творческое задание-эксперимент.
Творческое задание «Лепка кота».
Анализ работы.
Итог занятия.
Ход занятия:
1.
Педагог. Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами будем беседовать. О творчестве.
(задает вопросы к детям).
Скажите, зачем нужны творческие способности? (польза, знания).
В чем разница между творчеством и мастерством?
Педагог. Мастерство - профессионализм, творчество – поиск чего-то нового. Мастерство - это стандарты и шаблоны. Но осознанное творчество начинается тогда, когда усвоение знания, нормы и правила. Творчество не только вызывает восхищение. Творческий поход позволяет достичь
большего, чем просто хорошо сделанная работа.
2.
Педагог. Предлагаю небольшой эксперимент- конкурс – в течение 5 минут нарисуйте яблоко.
Дети рисуют.
Педагог. А теперь скажите, кто победит, тот кто хорошо правильно нарисовал рисунок (яблоко) или тот, кто сделал это интересно с изюминкой.
Педагог. Скажите, а в каких профессиях необходимо творчество?
Примеры: футбол - спортсмены гоняют мяч, чтобы победить приоритет будет у того, кто придумал тактический, новый ход. Фигурное катание (дети приводят пример). Творческие профессии: архитектор, журналисты, дизайнеры, модельеры, художники, стилисты, а есть ли творчество у следователей, у учителей, у цветоводов и огородников, у водителей автобуса, у проводников, у кассиров в банке, у продавцов, у кондитеров?
Педагог. Приведите примеры «плюсы» и «минусы» просто мастерства, творчества и мастерства.
Предполагаемый ответ.
1. Аккуратность, хорошо заготовить материал, прочность, знание законов композиции, цветоведения, материаловедения. История и традиции.
2. Выдумка, эскиз, эксперимент, качество изготовления, результат.
Педагог. А сейчас, я предлагаю вам слепить поделку-кота, но так, чтобы в ней проявилось ваше творчество и оригинальность.
3.
Творческая работа над изделиями. Дети самостоятельно выбирают тему для работы, делают набросок. Обсуждают работу с педагогом. Приступают к работе над изделием.
4.
По окончании работы, педагог предлагает кому-либо из детей рассказать всем о своей работе, в чем проявилось их творчество и проанализировать изделия других детей.
Техника лепки
Детали
Размер
Назначение
другие варианты
Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.
В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.
Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.
Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.
Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.
Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).
Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур
Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.
Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги
Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.
Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов
Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.
Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.
Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.
Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...
Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...
Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.
К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...
"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."
Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.
Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:
Светофор, мальчик, санки.
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).
Комплекс занятий на развитие креативности "Творцы реальности"
Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО "Слуцкий Центр детского творчества"Занятие № 1
Цель занятия: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы, развитие внимания, воображения, оригинальности и расширение общего кругозора участников о творческих способностях людей.Занятие № 2
Цель занятия: формирование сплоченности группы, снятие мышечного напряжения и зажимов, создание в группе атмосферы доброжелательности, осознание барьеров креативности, развитие спонтанности, творческих способностей, умения свободно оперировать словесным мышлением.Занятие № 3
Цель занятия: развитие артистических способностей участников группы, воображения, речи, формирование навыков и умений управления креативным процессом, развитие гибкости, оригинальности и нестандартности мышления.Занятие № 4
Цель занятия: развитие креативности и умения логически мыслить и излагать свое мнение, осознание барьеров проявления креативности и выделение этапов креативного процесса, развитие чувства юмора.Занятие № 5
Цель занятия: развитие внимания, воображения, быстроты мышления; осознание участниками применения собственной креативности, умения принимать нестандартные решения в определенных ситуациях.