В данной консультации родителям предлагается: познакомится с понятием "дисграфия", её отличительными признаками, сообщается о важности профилактики данного состояния у детей, в качестве профилактики предлагается использовать кинезеологические упражнения разных видов (даётся их описание).
Скоро в школу.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.
Признаки:
1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:
Искажение букв и недописание элементов;
Замена рукописных букв графически сходными;
Замена букв другими, обозначающими похожие звуки;
Изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);
Нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);
Аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).
2. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.
3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.
4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.
Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.
Профилактика дисграфии.
Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.
Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.
Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.
Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).
Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.
Варианты кинезеологических упражнений.
1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.
«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.
2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.
При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию.
3. Игры – раскраски.
При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:
Раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;
Раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);
Раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
Раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;
Штриховки – дорисовки.
Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв - от 2 до 5 букв в день. !!!Избегайте переутомления
Левина Наталья Ивановна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МДОУ "Детский сад № 82"
Населённый пункт:
г. Ярославль
Наименование материала:
статья
Тема:
"Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"
Дата публикации:
26.03.2017
Раздел:
дошкольное образование
Консультация для родителей
на тему: «Ранняя профилактика
дисграфии в дошкольном возрасте».
Подготовила и провела учитель-логопед
МДОУ детский сад № 82
Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь,
заинтересует Вас своей актуальностью.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с
письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими
школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей.
Проблема
нарушения
актуальных
школьного
обучения.
Специфическое
расстройство
письменной
проявляющееся
многочисленных
типичных
стойкого
характера
о бу с л о вл е н н о е
несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения
навыками письма – это дисграфия.
Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в
дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей
в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Причины дисграфии:
наследственная предрасположенность:
(наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей
качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);
патологические факторы (вредное воздействие):
пренатальный (дородовой период жизни ребенка);
натальный (в момент родов);
постнатальный (после родовой период).
Функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов):
длительное соматическое заболевание;
неправильная речь окружающих;
дефицит речевых контактов;
двуязычье в семье;
недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.
Эти фактора задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе
письма и чтения.
Как же проявляется дисграфия в младших классах?
упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;
дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;
путают схожие буквы;
имеют плохой почерк, пишут медленно.
Основные формы дисграфии:
Артикуляционно-акустическая:
ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное
произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);
Акустическая форма:
смешивает на письме буквы, обозначающие
Звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка);
Свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо);
Мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);
Аграмматическая форма:
- аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе-
ний, текста. Пропуск членов предложения.
Не согласование в роде и числе (желтая солнце);
Не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
- пропуски букв, слогов;
- перестановки букв и слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове;
- повторение букв и слогов;
- контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика);
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
Оптическая дисграфия (на письме):
- замены графически сходных букв;
- зеркальное написание букв;
- искажения написания букв.
Дизорфография:
- стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на
письме (несмотря на знание соответствующих правил).
приводится
перечень
специальных
упражнений,
которые
будут
способствовать профилактике и коррекции дисграфии:
«Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а
затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);
«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)
«Догадайся, что это?» - узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги,
фольги, ткани и т.д.);
«Громко-тихо»
дифференциация
звучащих
предметов
присесть, громко – поднять руки вверх);
«Какие звуки нарушают тишину? »;
«Кто услышит больше звуков? » - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что
слышно (звуки леса, луга, улицы);
«Найди коробочки, которые звучат так же» - в коробочки насыпаны разные виды
круп, монетки, пуговицы);
«Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика;
«Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический
рисунок);
«Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в
«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;
«Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;
«Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;
«Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают
место звука в слове: начало, середина, конец;
«Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а
Ире – со звука И;
«Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;
«Зрительные
диктанты»
нарисовать
(квадратиков,
сколько звуков в слове;
«Какая
картинка
лишняя? »
предметы
картинках
начинаются
определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;
Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина,
обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».
«Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на
«Изографы»;
«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;
Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит
буква, куда смотрят части этой буквы;
Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок
сохранял
интерес
занятиям,
главное
условие
успешной
работы
профилактике и коррекции дисграфии.
Учитель-логопед высшей категории
Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов.
Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделить особое внимание, работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до н ачала обучения ребенка грамоте. . Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Дети , страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
По мнению А. Н. Корнева трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем; возникающей на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
На что нужно обратить особое внимание:
Если Ваш ребенок левша.
Если он - переученный правша.
Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Смешение букв по оптическому сходству: т-п, б-д, а-о, е-з, д-у.
Неправильное произношение звуков речи , которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит: лека (река), суба (шуба), ыба(рыба).
При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления и т.д. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Искажения структуры предложения, причиной которых является несформированность лексико-грамматической стороны речи.
Аграмматизмы на письме.
На современном этапе одной из действующих классификаций является классификация на основе лингвистического подхода, разработанная Р.И. Лалаевой и сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) в 70-80-х гг. В основе лежит учет несформированности языковых операций.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущее звено – дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. Основное ядро нарушения - несформированность фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам).
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза: 1) нарушение звукобуквенного анализа и синтеза (пропуски, перестановки, добавления букв в слове); 2) нарушение слогового анализа и синтеза (пропуски, перестановки, вставки слогов); 3) нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений (пропуски, перестановки, вставки слов, слитное написание слов в предложении).
4. Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Ошибки на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов. Это нарушение смысловых и грамматических связей, искажение морфологической структуры слов, нарушение согласования слов, искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложения.
5. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза пространственных представлений. Основные проявления: зеркальные замены - реверсии вертикальные (прописные в, д) и горизонтальные (с, э), литеральные (на уровне буквы) и зеркальные (на уровне слова); кинетические ошибки – дописывание лишних элементов или, наоборот, недописывание элементов буквы.
Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка социальная среда должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности и т. п. Совершенно незаменимую роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей, которое должно начинаться с доречевого периода. В дальнейшем такое общение должно постепенно приобрести «направляющий» характер, стимулирующий правильное развитие психических функций ребенка - его внимания, памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, что так необходимо для предстоящего процесса обучения и для овладения письменной речью в частности. Особое же внимание в этот ранний период должно быть уделено полноценному развитию устной речи ребенка, поскольку именно она явится той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь.
Пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам(б-п, г-к, и др.):
Работа по развитию навыков анализа и синтеза на слух речевых звуков(фонематический слух)
«Куда причалят лодки»-юбка, репка, кнопка, кепка, грибки и т.д. Доказать правильность своих действий подбором проверочного слова.
«Подарки для Жени и Шуры»- чашка, ложка, книжка, катушка, флажки, кошка, пирожки и т.д.
«Путаница»-н-р: Русская красавица своей коЗою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку.
«Слово рассыпалось»- из букв собрать слово-н-р:винад- диван
«Собери слово»- из слогов-н-р:босака- собака
«Пирамида»- количество слогов-н-р:гусь, рыба, малина.
«Цепочка слов»- выделить последний звук и придумать свое на этот звук.
«Одними словами о разном»- голосом выделять каждое слово. Одни и те же слова звучат по разному в зависимости от интонации и смыслового ударения. Н-р: РЫЖАЯ кошка спит на окошке. Рыжая КОШКА спит на окошке. И т.д.
«Доскажи словечко»- Сам он весит десять тонн, а зовут беднягу…
Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.):
Упражнения для развития артикуляторных движений.
Скороговорки.
Письмо под диктовку.
Письмо «зажав язык» или «открыв рот»
Вставь в слово пропущенную букву.
Кроссворды.
Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных:
Упражнения на произнесение трудных словосочетаний.
Скороговорки.
Письменные упражнения с опорой на наглядный материал.
Одновременно со взрослым произносить и писать слова, предложения.
Кроссворды.
Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы:
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Игры на развитие пространственного восприятия(лево-право, верх-низ)
Письмо по трафаретам.
Умение печатать на компьютере.
Книжки-прописи, книжки-раскраски.
Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова:
Игры и упражнения на развитие пространственной ориентировки, чувства схемы тела.
«Отгадай и напиши букву»
«Собери картинку»
Кроссворды.
Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы:
Произнесение звука с попыткой его написать, нарисовать.
Письмо по трафаретам, прописи, книжки-раскраски, рисование.
«Вставь букву»-подписи под рисунками.
Кроссворды.
Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, аграмматизмы на письме.
«Наоборот»-слова-антонимы
«Назови иначе» Н-р: дом- хижина, терем, замок, дворец, жилище, здание. Товарищ-приятель, друг, сверстник, знакомый. Храбрый- отважный, смелый, геройский. Красный- алый, пурпурный, розовый, кровавый, бордовый и т.д.
«Скажи ласково»- кот, котик, котенок, котишко.
«Один- много»- ручей - ручьи, ухо -уши, нос -носы и т.д.
«Из чего сделан?»-деревянный, снежная, глиняная и т.д.
«Профессии»- стекольщик, крановщик, дворник, продавец.
«Чего не стало?»-ухо –уха, уши –ушей, яблоки –яблок, карандаши –карандашей.
Дисграфия, как и многие другие проблемы, требует комплексного подхода.
Многолетняя педагогическая практика в школе показывает. что педагоги. родители детей, страдающих дислексией, дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходиться иметь дело с достаточно запущенной проблемой. Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте. А возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка дает более быструю положительную динамику.
Главное, не опускайте руки. Ребенку с дисграфическими нарушениями можно помочь. Но это потребует много времени и внимания.
Вакулина Е. А., учитель-логопед, МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская».
Семинар-практикум для родителей
Выполнила: учитель-логопед
Е.А. Зацарная
ноябрь 2012 г.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.
Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
· формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,
· развивать мелкую моторику рук,
· ориентировки в пространстве,
· развивать все психические процессы,
· готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.
Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
2. "Что изменилось?"
Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.
3. "Зашифрованное слово"
Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры:
· для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",
· для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".
· для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".
Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.
Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".
Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.
Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:
· умение анализировать предмет, его изображение,
· составление картинки, разрезанной на части,
· конструирование по образцу, по представлению,
· умение видеть графему и ее точное расположение,
· запоминание элементов букв,
· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,
· дописывание элементов букв и т.д.
Для этого детям можно предложить задания:
1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.
2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.
3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории
«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Семинар-практикум для родителей
«Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников».
Выполнила: учитель-логопед
Е.А. Зацарная
ноябрь 2012 г.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.
Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.
Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.
Развитие слухового восприятия.
1. "Где звук и сколько слогов"
Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.
2. "Что изменилось?"
Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.
3. "Зашифрованное слово"
Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры:
Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.
Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".
Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.
Развитие зрительного восприятия.
Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:
Для этого детям можно предложить задания: